Четверг, 16.05.2024, 06:32
Приветствую Вас Гость
Главная » 2009 » Март » 1 » ПРЕССА: Крупнейшая в истории транспортировка МОКС-топлива из Франции в Японию опасна и вызывает протесты
ПРЕССА: Крупнейшая в истории транспортировка МОКС-топлива из Франции в Японию опасна и вызывает протесты
12:22
Транспортировка содержащего плутоний МОКС-топлива с перерабатывающего предприятия Франции в Японию начнется в ближайшее время. К перевозке готовят около 1800 кг плутония – этого количества достаточно для производства более 200 ядерных устройств. Экологи утверждают, что транспортировка опасна, а программа использования МОКС бессмысленна. В то же время Росатом планирует масштабные плутониевые транспортировки по железным дорогам России.
 

Всего для транспортировки в Японию подготовлено 65 топливных сборок смешанного уран-плутониевого оксидного топлива (МОКС, от англ. «MOX» – mixed oxides). По информации Гринпис, опасный груз с перерабатывающего предприятия Ля Аг (La Hague) на грузовиках будет доставлен в порт Шербург, где он будет погружен на одно из двух специально подготовленных судов (Pacific Pintail или Pacific Heron). Этим судам с вооруженной охраной на борту предстоит пройти более 20 тысяч километров до Японии, где использование МОКС-топлива возможно на трех реакторах АЭС.

Поставщик топлива, французская компания Арева (Areva) подтверждает, что транспортировка состоится в ближайшее время, и заявляет, что «из-за очевидных соображений безопасности» даты и маршрут транспортировки из Европы в Японию не будут разглашаться.

«Эта транспортировка МОКС является еще одним примером неприемлемых рисков, создаваемых ядерной энергетикой. Ядерные транспортировки создают неоправданные риски для окружающей среды, здоровья людей и режима нераспространения (ядерного оружия)», - говорит Риана Теуле (Rianne Teule), координатор энергетической кампании Гринпис. Риана подготовила пятистраничный доклад о проблемах транспортировки плутония.

В докладе утверждается, что попытки использовать опасное МОКС-топливо вызваны исключительно желанием ядерной промышленности обеспечить работой предприятия, построенные для выделения плутония из отработавшего топлива ядерных реакторов (ОЯТ) для военных нужд. Эта деятельность не оправдана ни с экономической точки зрения (МОКС-топливо намного дороже обычного уранового), ни с точки зрения безопасности ядерной энергетики (реакторы, загруженные МОКС-топливом, работают менее стабильно, а аварии на них могут привести к более тяжелым последствиям).

МОКС-топливо – попытка ядерной индустрии оправдать продолжение «переработки» ОЯТ

В докладе Гринпис утверждается, что за идеей использования МОКС-топлива стоит попытка приспособить для нужд АЭС технологии, изначально предназначенные для военных целей.

Ниже приводится перевод фрагмента доклада.

Обычно ядерные реакторы используют в качестве топлива низко обогащенный уран, из которого весьма трудно сделать ядерное взрывное устройство. На АЭС в результате работы реакторов топливо превращается в чрезвычайно радиоактивный и токсичный коктейль радиоактивных элементов, содержащий плутоний. Плутоний, искусственный элемент, пригоден для создания ядерных бомб, чрезвычайно опасен даже в небольших количествах. Он остается опасным примерно 240 тысяч лет.

Ядерная индустрия давно признала, что этот высокорадиоактивный материал представляет большую проблему. Тем не менее, она продолжала производить его все больше и больше. Индустрия стала выделять плутоний и уран из отработавшего ядерного топлива (ОЯТ). Этот процесс, известный как «переработка» изначально предназначался для производства ядерного оружия. Позднее его попытались приспособить для гражданских целей.

Изначально существовало намерение использовать плутоний в качестве топлива реакторов-размножителей на быстрых нейтронах, но это оказалось проблематично и дорого. Японский реактор-размножитель Монзю (Monju) был остановлен после серии инцидентов в 1995 г. Аналогичный немецкий реактор в Калкаре (Kalkar) превращен в парк развлечений. Чтобы избежать затруднений, связанных с закрытием дорогостоящих заводов по переработке, и чтобы что-то сделать с огромными запасами плутония, ядерная индустрия придумала новое оправдание. Выделенный плутоний может быть использован на существующих легководных реакторах в смеси с ураном – в качестве МОКС-топлива.

Несмотря на усилия ядерной промышленности, растущая озабоченность экономическими, экологическими рисками и вопросами ядерного распространения привели к коллапсу индустрии переработки ОЯТ. Такие страны как Бельгия, Германия, Швейцария, США, Швеция полностью запретили переработку ОЯТ. Лишь Франция (La Hague), Великобритания (Sellafield) и Россия (комбинат «Маяк») в настоящее время производят коммерческую переработку ОЯТ.

«Переработка» ОЯТ, МОКС и вторичные отходы

Одной из основных проблем, связанных с выделением плутония из ОЯТ, остается то, что при этом образуется огромное количество жидких радиоактивных отходов. По разным данным при «переработке» 1 тонны ОЯТ образуется 150-200 тонн вторичных отходов. Именно поэтому, а также из-за дороговизны процесса США и ряд других стран отказались от «переработки» ОЯТ.

Действующие предприятия по «переработке» сбрасывают значительное количество жидких радиоактивных отходов в окружающую среду. Комбинат «Маяк» ранее использовал для этого речку Теча, в настоящее время продолжает сливать отходы в открытые водоемы и их закачку в подземные водоносные слои (т.н. размещение в подземных хранилищах РАО). Зарубежные предприятия по «переработке» во Франции (La Hague) и Великобритании (Sellafield) расположены на побережье и сливают отходы в океан. По данным Программы ООН по окружающей среде (UNEP) в 2001 году предприятие Sellafield сбросило в океан 200 мегабеккерель альфа-активных отходов и 120 террабеккерель бета-активных веществ. Сбросы французских предприятий La Hague сравнимы с теми, что производит Sellafield. Гринпис ведет кампанию по закрытию опасных заводов, утверждая что сбросы составляют один миллион литров жидких радиоактивных отходов в день.

Предыдущий скандал с транспортировкой МОКС

Предыдущая транспортировка МОКС-топлива в Японию привела к скандалу, не закончившемуся и сейчас. Топливо оказалось низкого качества и не было использовано по назначению из-за соображений безопасности. Половина МОКС-топлива, доставленного в Японию в 1999 году, хранится в бассейнах выдержки как ядерные отходы. Другая половина было возвращена поставщику в Селафельд, где хранится с неясными целями.

Данные о качестве топлива были фальсифицированы сотрудниками Британского предприятия-поставщика. Дальнейшее расследование выявило, что вся партия топлива непригодна к использованию, а проблемы с качеством присущи и другим производителям. Состав топлива и качество его изготовления существенно влияют на поведение ядерного реактора, поэтому Япония вынуждена была отказаться от использования бракованного топлива.

Возможно, производители топлива лучше подготовились к предстоящей транспортировке, и качество топлива удовлетворит японцев. Однако надо быть готовыми к повторению возникновения проблем с качеством МОКС-топлива, а значит и с безопасностью работы реакторов. В случае реализации российской МОКС-программы такие проблемы не исключены. Можно предположить, контроль качества на АЭС России не столь строг, как в Японии. Поэтому нельзя исключать попадания бракованного топлива в реакторы и серьезной аварии со значительным выходом плутония в окружающую среду.

До сих пор наиболее существенная авария, приведшая к загрязнению территории плутонием, произошла в 1993 г. в России на военном плутониевом производстве Сибирского химического комбината близ Томска.

Безопасность транспортировки под сомнением

«Несмотря на вооруженную охрану, ядерный транспорт является привлекательной мишенью для террористов. Вызванный нападением злоумышленников пожар на судне может продолжаться дни, и даже недели, что превышает время, которое контейнер с опасным грузом может оставаться в огне», - говорится в докладе Гринпис. Разгерметизация контейнеров и распыление плутония может вызвать катастрофическое загрязнение океана и береговых территорий.

Опасения экологов были подтверждены на высшем уровне в ООН. На Всемирном Саммите по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002 год) была выражена особая озабоченность ядерными транспортировками. Саммит признал «важность создания эффективных механизмов ответственности, касающихся международных морских перевозок и другого трансграничного перемещения радиоактивных материалов, радиоактивных отходов и отработанного топлива, включая процедуры предварительного уведомления и консультаций согласно соответствующим международным документам». (Документ ООН A/CONF.199/20, Para 35).

Была ли готовящаяся транспортировка застрахована, были ли проведены процедуры уведомления и консультаций со странами, которые могут пострадать в результате возможной аварии, неизвестно.

МОКС и ядерное оружие

По классификации МАГАТЭ МОКС-топливо принадлежит к «первой категории», что означает возможность прямого использования данного материала для создания ядерного оружия. Привлекательность такого груза для международных террористов очевидна, и, если судно с опасным грузом не будут сопровождать боевые корабли, то не исключен захват пиратами сырья для начинки более чем 200 ядерных взрывных устройств.

Несмотря на то, что плутоний, выделенный из МОКС, не будет соответствовать оружейным стандартам, из него можно изготовить заряд для ядерных взрывных устройств. Их конструкция должна быть несколько изменена, и мощность может быть меньше, чем у стандартных, но они будут обладать всеми поражающими факторами, характерными для ядерного оружия. Это подтверждается испытанием подобных ядерных взрывных устройств в 1962 г. в США и в 1974 г. в Индии.

По оценкам экспертов, плутоний, содержащийся в МОКС-топливе, можно извлечь и использовать для изготовления ядерного оружия. Для этого не требуется сложного оборудования и химических реактивов. Для производства ядерной бомбы может потребоваться от одной до трех недель. При соответствующей подготовке, серьезная террористическая организация вполне может разработать и осуществить план захвата плутония и изготовления сотен взрывных устройств.

МОКС в России

Проблемы, связанные с использованием МОКС-топлива, остро стоят и в России. В стране существуют большие запасы плутония, наработанного в советское время для производства ядерного оружия. В небольших масштабах продолжается «переработка» ОЯТ и выделение плутония на комбинате «Маяк».

В начале 2000-х существовали планы использования МОКС-топлива на реакторах типа ВВЭР, но они не были реализованы.

В настоящее время проводятся эксперименты по использованию МОКС-топлива на ряде исследовательских реакторов на быстрых нейтронах. Например, такие эксперименты проводятся на реакторе БОР-60, принадлежащем ОАО «Научно-исследовательский институт атомных реакторов» (НИИАР) в г. Димитровграде Ульяновской области.

Кроме того, МОКС топливо применяется на единственном работающем энергетическом реакторе на быстрых нейтронах БН-600 на Белоярской АЭС, расположенной недалеко от Екатеринбурга.

Использование МОКС-топлива предполагается и на реакторе БН-800 на Белоярской АЭС, в случае его достройки. Однако строительство продолжается уже более 25 лет и ожидать пуска реактора в ближайшее время не приходится.

Тем не менее, в декабре 2008 г. начаты работы по подготовке к созданию комплекса оборудования и систем завода по производству гранулята МОКС-топлива для БН-800 на Горно-химическом комбинате (ГХК) в Красноярском крае. В 2010 году ГХК должен приступить к выпуску первых партий гранулята. Изготовлением виброуплотненных ТВЭЛов и ТВС из этого гранулята будет заниматься НИИАР, где уже изготавливаются экспериментальные тепловыделяющие сборки с МОКС-топливом для БН-600 Белоярской АЭС.

В случае реализации этого проекта резко возрастут транспортировки содержащих плутоний материалов по железным дорогам России. Путь плутония может быть следующим: комбинат «Маяк», Челябинская обл. (выделение плутония из ОЯТ) – ГХК, Красноярский край (производство гранулята МОКС-топлива) – НИИАР, Ульяновская обл. (изготовление ТВЭЛов и ТВС) – Белоярская АЭС, Свердловская обл. (использование МОКС-топлива в реакторах БН-600 и БН-800).

Всего плутониевые эшелоны должны будут преодолеть более 6 тыс. км, угрозу крушения поезда или захвата его террористами не следует недооценивать.

Позиция Беллоны

Опасность использования МОКС-топлива, связанные с этим экологические и экономические проблемы раскрыты в выпущенной в 2003 году Позиции Беллоны по вопросам МОКС-топлива.

«Беллона считает, что предложение использования МОКС является попыткой индустрии переработки (ОЯТ) продолжить свое существование после того, как исчезла необходимость извлечения плутония из ОЯТ для ядерного оружия, - говорится в документе, - Беллона призывает международное сообщество противостоять использованию МОКС-топлива».

Особую озабоченность вызывает продолжение попыток Росатома начать производство МОКС-топлива и его использование на АЭС России. По мнению Беллоны атомная индустрия России, используя идею МОКС, лишь хочет получить дополнительное государственное финансирование.

 

Тема: Другие новости | Просмотров: 3537 | Добавил: ecd